ФАУНА, МОРФОЛОГИЯ И СИСТЕМАТИКА ПАРАЗИТОВ
Цель исследований – изучить фауну нематод пищеварительного тракта коз на территории Московской области.
Материалы и методы. Исследования проводили с декабря 2022 г. по апрель 2023 г. Материалом для исследований служило содержимое пищеварительных трактов 10 коз из небольших фермерских хозяйств с территории Московской области, которое собирали и фиксировали по методу К. И. Скрябина (1928). Обнаруженных нематод идентифицировали до вида по определителю В. М. Ивашкина и др. (1989). Проведено исследование проб фекалий, родовую принадлежность инвазионных личинок определяли по методу П. А. Полякова (1953).
Результаты и обсуждение. По результатам гельминтологических вскрытий коз было обнаружены три вида нематод: Haemonchus contortus, Trichostrongylus colubriformis и Teladorsagia circumcincta. Наибольшие показатели экстенсивности инвазии отмечены для H. contortus, а наибольшие показатели интенсивности инвазии – для T. colubriformis. Нематода T. circumcincta обнаружена только у одной из 10 исследованных коз, в количестве 13 экз. При исследованиях фекалий в одном из семи исследованных фермерских хозяйств были обнаружены нематоды, отнесенные по особенностям морфологии личинок к родам Trichostrongylus, Oesophagostomum и Chabertia. Личинки первых двух родов были обнаружены в больших количествах, а личинки хабертий – в единичных экземплярах. Низкое видовое разнообразие, отмеченное в рамках данного исследования, может быть связано с наличием штаммов нематод, устойчивых к антигельминтикам.
Цель исследований – установить состав блох, показатели заражения ими мелких млекопитающих северной тайги Западной Сибири; обобщить сведения по блохам изученной территории.
Материалы и методы. В 2008, 2010, 2016–2021 гг. в северной тайге Западной Сибири проведен учет мелких млекопитающих и их эктопаразитов (блох). Паразитологической оценке подвергнуто 1363 особи насекомоядных и грызунов 13 видов, учтенных с помощью ловчих канавок, направляющих заборчиков и ловушко-линий. Всего зарегистрированы 1524 блохи 18 видов. Для оценки количественных показателей блох использованы общепринятые в паразитологии индексы.
Результаты и обсуждение. По результатам собственных исследований и литературных источников у мелких млекопитающих в северной тайге Западной Сибири установлено обитание представителей 28 видов блох. Фауна блох изученной территории представлена блохами землероек (Corrodopsylla birulai, Palaeopsylla sorecis), блохами птиц (Ceratophyllus gallinae, C. garei), специфическими видами (Ceratophyllus anisus, C. indages, C. sciurorum, Megabothris walkeri, Leptopsylla segnis). Основу фауны блох мелких млекопитающих северной тайги Западной Сибири составляют Peromyscopsylla silvatica, Corrodopsylla birulai, Megabothris rectangulatus, Amalaraeus penicilliger и Amphipsylla sibirica.
ЭПИЗООТОЛОГИЯ, ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И МОНИТОРИНГ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Цель исследований – изучение паразитарных ассоциаций кур в мелких подворных хозяйствах Котайкской области и анализ обусловливающих их факторов.
Материалы и методы. Исследования проводили в 2021–2022 гг. в подсобных и фермерских птицеводческих хозяйствах Котайкской области. Материалом для исследования служили образцы помета. Исследования проб помета птиц проводили в лаборатории Исследовательского центра ветеринарии и ветеринарно-санитарной экспертизы Национального аграрного университета Армении. Было изучено 210 проб помета. Обнаружение ооцист эймерий и яиц нематод в пробах помета проводили флотационным методом Дарлинга. Полученные данные подвергали статистической обработке.
Результаты и обсуждение. Установлено широкое распространение эймериоза у кур в Котайкской области (52,86%). У кур обнаружены три вида эймерий: Eimeria acervulina, E. tenella, E. necatrix. Наиболее распространен вид E. acervulina (34,29%). Наиболее высокую экстенсивность инвазии регистрировали в регионах Наири и Котайк. Вышеуказанные виды эймерий встречались в виде как моно-, так и полиинвазий с различными комбинациями. Чаще всего встречалась комбинация E. acervulina + E. tenella. Эймериоз кур протекал в виде смешанной инвазии с аскаридиозом, гетеракидозом и капилляриозом. Наиболее высокую экстенсивность инвазии кур нематодами отмечали в Котайкском и Разданском регионах (по 65,71%). Географическое расположение и природно-климатические особенности области способствуют распространению у кур смешанной инвазии.
Цель исследований – оценка состояния проходной сельди-черноспинки (Alosa kessleri, Grimm, 1887) в низовьях реки Волги по паразитологическим, микробиологическим, токсикологическим и биохимическим показателям, а также определение взаимосвязи между ними в период нереста.
Материалы и методы. Объектом исследований служила проходная сельдь-черноспинка, выловленная с помощью речного закидного невода. Отбор проб для комплексных исследований от 15 экз. сельди-черноспинки осуществляли в период нерестовой миграции в 2017 г. Рыбу изучали методом неполного паразитологического вскрытия (класс простейших не исследовали). Сбор, вскрытие рыбы и камеральную обработку осуществляли по методике Быховской-Павловской. Микробиологические исследования проводили в соответствии с общепринятыми методиками. Видовую идентификацию выявленных гельминтов и микроорганизмов осуществляли по стандартным определителям. Токсикологические исследования включали определение содержания свинца, кадмия, ртути, нефтяных углеводородов в мышечной ткани исследуемых экземпляров сельди методом атомной абсорбции. В мышцах рыб исследовали число общих липидов по методу Цольнера и водорастворимого белка спектрометрическим методом Варбурга и Христьяна. Коэффициент упитанности определяли по методу Фультона. Полученные результаты обработали статистически.
Результаты и обсуждение. Результаты комплексных исследований промыслового вида проходной сельди-черноспинки (Alosa kessleri, Grimm, 1887) показали, что паразитофауна рыб отличалась бедным видовым составом на фоне качественного биоразнообразия микробиоты. Заражение сельди-черноспинки протекало на уровне бессимптомного носительства, что указывало на сбалансированные отношения паразитов и хозяина. Уровни накопления токсикантов в организме сельди были близки к характерным значениям для рыб Волго-Каспийского бассейна. В среднем, уровень запаса энергетических ресурсов у обследованных рыб по отношению к предыдущему периоду исследований имел положительную динамику. Результаты исследования состояния сельди-черноспинки в нерестовый период показали взаимосвязь паразитологических, микробиологических, токсикологических и биохимических показателей, комплексно влияющих на общее физиологическое состояние обследованной рыбы.
Цель исследований – характеристика видового состава и численности иксодовых клещей, паразитирующих на лошадях, сезонной динамики клещей, обитающих на природных пастбищах и зараженности их пироплазмидами.
Материалы и методы. Исследования проводили в четырех физико-географических провинциях Горного Алтая. Осуществляли ручной сбор клещей с лошадей (собрано 1183 экз.). Подекадные учеты численности клещей проводили на природных пастбищах с последующим определением видового состава (1109 экз.). Собранных клещей рода Dermacentor (443 экз.) исследовали методом двухраундовой ПЦР в присутствии родоспецифичных праймеров на наличие ДНК Babesia spp. и Theileria spp., видовую принадлежность обнаруженных пироплазм устанавливали методом секвенирования фрагментов гена 18S рРНК.
Результаты и обсуждение. В сборах с лошадей и на пастбищах зарегистрированы иксодовые клещи трех родов (Dermacentor, Ixodes, Haemaphysalis) и 6 видов: D. nuttalli, D. silvarum, D. reticulatus, D. marginatus, H. concinna и Ix. persulcatus. Наиболее многочисленным видом оказался D. nuttalli (56,1%), наиболее распространенным – Ix. persulcatus, который регистрировали во всех районах, кроме Кош-Агачского Юго-Восточного Алтая. На долю D. silvarum приходится 14,9%, остальные виды представлены в меньшей степени. Наибольшее видовое разнообразие отмечено на пастбищах Северного Алтая – 5 видов, в Юго-Восточном Алтае зарегистрирован только 1 вид – D. nuttalli. Сезонная динамика клещей на пастбище характеризуется двумя пиками численности, весенним – в 3-й декаде апреля и осенним – 2-й декаде октября. На весенне-летний период (март-июнь) приходится 87,1 % учтенных клещей, на осенний (сентябрь-октябрь) – 7,2%. У трех видов исследованных клещей (D. silvarum, D. marginatus, D. nuttalli) обнаружена ДНК трех видов пироплазмид (Babesia caballi, Theileria equi и Babesia sp). Зараженность клещей пироплазмидами составила 2,7–25,0%, а, в среднем, по Горному Алтаю – 2,7%.
БИОХИМИЯ, БИОТЕХНОЛОГИЯ И ДИАГНОСТИКА
Цель исследований – провести обзор методов копрологической диагностики с учетом современных рекомендаций и предложений.
Материалы и методы. Изучены современные литературные источники по вопросам копрологических методов диагностики паразитозов.
Результаты и обсуждение. Прижизненная диагностика является важным элементом практической ветеринарной деятельности, успешность которой во многом зависит от правильного выбора и грамотного применения подходящих лабораторных методов. Для диагностики паразитарных болезней чаще всего используют исследование фекалий. Копрологические методы отличает высокая информативность благодаря тому, что они позволяют обнаружить не только паразитов пищеварительного тракта, печени, поджелудочной железы, но и целый ряд гельминтов дыхательной системы и даже некоторых тканевых паразитов, выделяющих яйца или личинки с фекалиями. В отличие от существующих косвенных иммунологических и молекулярно-генетических методов классические методы исследований основываются на обнаружении и идентификации непосредственно самих возбудителей на разных стадиях развития. При этом у исследователя появляется возможность изучения морфологических признаков и проведения морфометрического анализа. Широкое применение классических копрологических методов связано также с их доступностью, они достаточно просты в исполнении и сравнительно недороги. Ограничением копрологических методов является невозможность диагностировать возбудителей, находящихся на непропагативной стадии. На эффективность диагностики влияют способ сбора проб, сроки и условия транспортировки, выбор адекватного метода исследования образцов. В статье приведены правила отбора проб и варианты применения фиксаторов, дана классификация копрологических методов, описан порядок выполнения исследований. Отдельное внимание уделено выбору флотационных растворов, методу культивирования личинок стронгилид и методу споруляции ооцист кокцидий. Обращается внимание на важность микрометрических измерений обнаруживаемых объектов. Для обеспечения качества проводимых копрологических исследований необходим внутрилабораторный контроль этапов исследований, технического состояния оборудования и обучение персонала. Материал, изложенный в статье, предназначен как для обучающихся, так и практикующих специалистов.
Цель исследований – разработка сэндвич варианта иммуноферментного анализа (ИФА) для лабораторной диагностики эхинококкоза животных.
Материалы и методы. Диагностическую эффективность разработанной нами тест-системы ИФА при цистном эхинококкозе крупного рогатого скота исследовали путём сравнения полученных результатов с данными послеубойного осмотра тушь животных. Были протестированы сыворотки 80 животных, доставленных на убойный пункт из фермерских хозяйств разных районов Азербайджанской Республики.
Результаты и обсуждение. Положительный результат при проведении ИФА был получен у 42 голов крупного рогатого скота, что составляет 52,5% от общего числа исследованных животных. Послеубойный диагноз подтверждён у 32 животных, что составляет 40,0%. Сравнение эффективности диагностики методом ИФА с данными послеубойного осмотра составило 68,75%. У 7 животных с положительным ответом при ИФА на эхинококкоз и отрицательным диагнозом при послеубойном осмотре, в желчных путях были обнаружены фасциолы, у одного – цистицерки тенуикольные.
ФАРМАКОЛОГИЯ, ТОКСИКОЛОГИЯ
Цель исследований – изучение биотрансформации фенбендазола в организме овец после введения твердой дисперсии фенбендазола (ТДФ), полученной по механохимической технологии с арабиногалактаном.
Материалы и методы. ТДФ в дозе 2,0 мг/кг по ДВ назначали овцам перорально. Пробы сыворотки крови животных исследовали методом высокоэффективной жидкостной хроматографии с тандемным масс-спектрометрическим детектированием (ВЭЖХ-МС/МС) с целью определения концентрации фенбендазола (ФБЗ) и его метаболитов сульфоксида и сульфона через 0, 1, 2, 4, 6, 8, 12, 24, 33, 48 и 72 ч после введения ТДФ и исходного ФБЗ (субстанции). Содержание остаточных количеств ФБЗ и его метаболитов в органах и тканях овец определяли через 1, 3, 6, 11 и 21 сут после введения препаратов. Описана пробоподготовка и валидация метода.
Результаты и обсуждение. Получена значительная разница в метаболизме, фармакокинетике и сроках выведения ФБЗ и его метаболитов после введения овцам базового препарата (субстанции ФБЗ) и ТДФ в равной дозе по 2,0 мг/ кг по ДВ. ФБЗ и его метаболиты начали обнаруживать в сыворотке крови через 2 ч после введения ТДФ и через 4 ч после применения базового ФБЗ. Фармакокинетические параметры ФБЗ и его метаболитов характеризуют большую концентрацию препарата в крови и более продолжительное время его удержания в кровотоке после введения ТДФ по сравнению с показателями базового препарата. Максимальную концентрацию ФБЗ и его метаболитов обнаруживали в органах и тканях овец, получивших ТДФ на третьи сутки в количестве в печени ФБЗ 4862,3±296,2; сульфоксида 18243,5±486,1 и сульфона 2482,3±132,4 нг/г, а после введения базового ФБЗ на шестые сутки – в десятки раз меньшей концентрации. ФБЗ и его метаболиты не обнаруживали органах и тканях овец на 16-е сутки после применения базового ФБЗ и на 21-е сутки после введения ТДФ.
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
Цель исследований – изучение эффективности твердой дисперсии фенбендазола на разные стадии развития нематод пищеварительного тракта молодняка овец.
Материалы и методы. Оценку эффективности твердой дисперсии фенбендазола на ранние стадии развития нематод пищеварительного тракта проводили в хозяйствах Самарской области, неблагополучных по нематодозам, на 35 валухах в возрасте 7–10 мес., спонтанно инвазированных стронгилятами пищеварительного тракта. Животных разделили на опытные и контрольные группы по 8-9 голов в каждой. Валухам первой опытной группы назначали перорально однократно в дозе 2,0 мг/кг по ДВ твердую дисперсию фенбендазола. Животные 2-й группы получили субстанцию фенбендазола в дозе 2,0 мг/кг. Базовый препарат – панакур вводили валухам 3-й опытной группы в дозе 5,0 мг/кг. Животные контрольной группы препарат не получали. Эффективность препаратов учитывали в опытах типа «контрольный тест» по результатам копроовоскопических исследований, а также по результатам гельминтологических вскрытий пищеварительного тракта животных по 3–5 голов с каждой группы.
Результаты и обсуждение. Установлена 97,8–98,2%-ная эффективность твердой дисперсии фенбендазола против взрослых стронгилят и 80,6–87,5%-ная активность против личинок стронгилят. Субстанция фенбендазола в этой же дозе показала 33,0–41,7% и 16,1–26,9%-ную эффективность соответственно. Панакур – базовый препарат в дозе 5,0 мг/кг по ДВ проявил соответственно 95,4–97,3% и 46,7–73,9%-ную эффективность против имагинальных стронгилят и личинок.
Цель исследований – испытать эффективность триклафасцида и двух твёрдодисперсных комплексных препаратов на основе субстанции триклабендазола при фасциолёзе крупного рогатого скота и овец.
Материалы и методы. Комплексные препараты составов триклабендазол (ТКБ) : Янтарная кислота (ЯК) : Поливинилпирролидон (ПВП) (1 : 1 : 8) и ТКБ : ЯК : Арабиногалактан (АГ) (1 : 1 : 8) были получены путем совместного твердофазного измельчения компонентов в капролоновом барабане на шаровой мельнице LE-101 при скорости вращения валков 60 об/мин при модуле процесса 1 : 17 в течение 1–6 ч с отбором проб для проведения анализа (метод ВЭЖХ) на изменение растворимости ТКБ. Сравнительное испытание эффективности триклафасцида и новых твердых дисперсий (ТД) комплексов ТКБ с ЯК при фасциолёзе овец и крупного рогатого скота проводили в Северо-Восточном Федеральном Округе Кавказа в марте-апреле 2023 г. Для определения зараженности животных фасциолами индивидуально отбирали пробы фекалий и исследовали методами Фюллеборна с применением насыщенного водного раствора NaCL и последовательных промываний. Учёт эффективности препаратов проводили через 25–30 сут после дегельминтизации по типу «критический тест». Полученные результаты обработали статистически по методу Стьюдента-Фишера с использованием программы Microsoft Excel 2007.
Результаты и обсуждение. Полученные комплексы ТКБ и ЯК с полимерами обладали повышенной растворимостью (до 59–70 раз), зависящей от природы полимеров. Эффективность новых лекарственных форм ТКБ при фасциолёзе овец в дозе 1,5 мг/кг, т.е. на 0,5 мг/кг меньше терапевтической дозы, чем у триклафасцида при пероральном применении, составила соответственно 90,0 и 100%, у крупного рогатого скота в дозе 2,0 мг/кг по ДВ – 85,7%.
ПАРАЗИТЫ РАСТЕНИЙ
Цель исследований – оценить сорта картофеля зарубежной селекции на устойчивость к клубневой нематоде разными методами: в лабораторных условиях, в вегетационном опыте, в полевом опыте.
Материалы и методы. В лабораторном и вегетационном опытах в каждый клубень вносили суспензию клубневой нематоды по 100 и 40 экз. соответственно. После 3 месяцев хранения в холодильнике при 6–7 ºС, в вегетационном опыте после 70 сут выращивания растений картофеля из клубней выделяли нематод, используя фитогельминтологический метод. В полевом опыте высажены 12 сортов картофеля по 15 клубней каждого сорта. В каждую лунку при посадке были положены половинки клубней, поражённые дитиленхозом. После выращивания и уборки картофеля клубни 10 растений каждого сорта помещали в мешки и хранили при 10–15 ºС в течение 60 сут. Степень поражения каждого образца определена по соотношению поражённых клубневой нематодой и незараженных клубней картофеля, а также по проценту дитиленхозных клубней.
Результаты и обсуждение. При оценке сортов картофеля зарубежной селекции на восприимчивость к клубневой нематоде тремя методами установлено, что все испытанные сорта картофеля были заражены нематодами Ditylenchus destructor в той или иной степени. По степени восприимчивости к клубневой нематоде сорта отнесены к сильновосприимчивым (Ривьера, Экселенс, Беллароза, Роко), средневосприимчивым (Аризона, Эволюшен, Импала, Пикассо, Арроу) и слабовосприимчивым (Винета, Коллетте) сортам картофеля. Устойчивых сортов картофеля к клубневой нематоде не выявлено. Все три испытанные методы оценки восприимчивости к клубневой нематоде сортов картофеля показали, что они могут быть использованы в практике испытания сортов на устойчивость к клубневой нематоде. Если два первых метода проводились в контролируемых условиях, то полевой метод оценки зависел от агрометерологических условий выращивания испытуемых сортов картофеля. При хранении в заражённых D. destructor клубнях происходит развитие заболевания, усиление признаков дитиленхоза, размножение нематоды. Этот прием необходимо использовать при оценке сортов картофеля на устойчивость к клубневой нематоде D. destructor.
ISSN 2541-7843 (Online)